ШЕРМАН ДРОЗД

«Саша и Сирожа»: белорусская психоделика, которая поплавила украинское телевидение

Поведаем о белорусских Бивисе и Баттхеде, Канте и Конте современности — дуэте «Саша и Сирожа» Алексея Хацкевича и Сергея Михалка. Они прославились в Украине благодаря шоу «Калыханка», выходившем на М1 в 00-ых, и по ходу дела травмировали целое поколение украинцев.
ШЕРМАН ДРОЗД
«Саша и Сирожа»: белорусская психоделика, которая поплавила украинское телевидение
Поведаем о белорусских Бивисе и Баттхеде, Канте и Конте современности — дуэте «Саша и Сирожа» Алексея Хацкевича и Сергея Михалка. Они прославились в Украине благодаря шоу «Калыханка», выходившем на М1 в 00-ых, и по ходу дела травмировали целое поколение украинцев.
В 2000-ых любимыми телеперсонажами украинцев стали Саша и Сирожа. Два белорусских колдыря рассказывали о насущных проблемах и обсуждали важные философские вопросы. Например, о том, кто такая черная вафлистка и как возникли языки.

Это были первые попытки представить стендап, который бы отличался от КВН и других комедийных шоу на отечественном пространстве. «Калыханка» по своей форме напоминала димедрольные «Спокойной ночи, малыши», а по содержанию — «В ожидании Годо» Беккета с бесконечным потоком сознания и абсурдистским юмором.

Удачно был выбран и хронометраж для передач. За 10 минут просмотра зритель не успевал заскучать, а новые серии можно было показывать каждый день. «Калыханка» нравилась и взрослым, и детям. Первые снимали себе отходняки, вторые пели заглавную композицию.

Играли Сашу и Сирожу лидер «Ляписов» Сергей Михалок и художник Алексей Хацкевич, который любезно согласился провести экскурс в историю коллектива.
История проекта начинается еще в 80-х. Будучи студентом школы искусств имени Ахремчика, Хацкевич начал рисовать комиксы о приключениях двух реальных братьев из Нижних Юргилей. Простые парни прибыли из деревни в Минск и пытались урбанизироваться в меру возможностей.

«С настоящими Сашей и Сирожей я не общался с академии. Но слышал, что у них всё хорошо. Они, конечно, не такие колдыри, как в моих историях. Мои персонажи — это гротеск», — рассказывает Хацкевич.

Рисовал тогда Алексей на тетрадном листе вместе с одноклассниками: Алесеем Кашкаровым и Ильей Журавлевым. Позже, во время учебы Хацкевича в Белорусской государственной академии искусств, комиксы опубликовали в молодежных журналах «Уши» и «Новая выпь».

Все бы осталось в виде коротких скетчей, если бы не решение в 2000-ом году сделать мультфильм «Клей» о похождениях братьев. Пришел Алексей Хацкевич к Марине Кароповой и Яну Карпову, и сделали они втроем на квартире за 9 месяцев заветную короткометражку (но хотели изначально снимать сериал). Тогда запускался «Первый музыкальный канал», который нуждался в хорошем контенте. «Клей» подошел каналу как нельзя кстати.
Тогда Сергей Михалок впервые озвучил Сирожу. С музыкантом «Ляписа Трубецкого» Хацкевич познакомился еще в Институте культуры (в который поступил, чтобы не забрали в армию) в 1990 году.

В 2001 году было решено записать песню «Калыханка» к одноименной программе, которую предложил вести упомянутый «Первый музыкальный канал». К Хацкевичу и Михалку присоединились продюсер Евгений Калмыков и режиссер Матвей Сабуров (на то время участник группы «Плато»). А после появился в команде и художник Василий Почицкий.

«Калыханка», превратившаяся в 10-минутную передачу, выходила на «Первом музыкальном канале», «МTV Беларусь» и «Белсате» с 2001 по 2004 год. Потом начались проблемы с правительством.
«Калыханку в Беларуси делать было стрёмно! Говорили, чтобы мы поменяли имя Саша на другое (ассоциация с президентом). Мы не обсуждали политические темы. Нас больше интересовали общечеловеческие вопросы, философские и жизненные. Плюс у нас всегда работал внутренний цензор. К нам долго присматривались и в итоге запретили из-за сюжета в передаче „Вести недели" на российском телевидении. Россияне снимали про культурную жизнь в Беларуси, потом смонтировали нас вместе с оппозицией», — вспоминает Хацкевич.

Также в 2003 году выходила на «Первом национальном канале» программа о звёздах и их жизни. Называлась она «Достань звезду» и показывали её в воскресенье в 6 утра (сначала гимн, потом Саша и Сирожа) и повторялась в понедельник в полночь (сначала Саша и Сирожа, а потом гимн). Делали её совместно со студией «Карамболь». К сожалению, долго программа не прожила — закрыли из-за низких рейтингов.

А еще зимой 2003 года в эфире минского Альфа-радио прозвучали «Оперы для ленивых». Саша и Сирожа в фирменном бредовом стиле выгонялись над операми, пересказывая их и коверкая. Тогда к ним присоединился будущий директор «СаСи» Виталий Дроздов. Он и помог ребятам попасть на украинское ТВ в 2004 году.
За съемочный день дуэт создавал 5 передач на неделю. Большинство из них — это чистой воды импровизация. Было лень писать сценарий. Саша и Сирожа появлялись перед камерой в разных состояниях, и с допингом, и без. Использовали эликсиры силы: вино и пиво, а также мифические корешки. Лучше всего получалось шутить трезвыми.

«Нас и так колбасило. Да и сами съемки были забавными! Не знаешь, какую фразу скажет напарник. Иногда хохотали чуть ли не до уссачки. Однажды чуть не спалили кабинет директора радиостанции „Серебряный дождь". Наш продюсер Женя Колмыков разлил горящий абсент на стол директора с документами. Еле потушили», — рассказывает Хацкевич.

Иногда актеры меняли свои альтер-эго. Становились на время двумя африканскими студентами Саджой и Сироджой, врачами Александром Сергеевичем и Сергеем Александровичем, атласными мамзелями Александрой и Сиренью. Экспериментировать с образами начали еще со времен шоу «Достань звезду». Тогда они играли то проституток, то сантехников.

«Амнезия» черпает контент прямиком из твоего подсознания. Читай нас всюду:

Телеграм
Инстаграм
Фейсбук

Вдохновением для парней тогда служила музыка групп «System of a Down», «Ману Чао», мелодичный панк, весёлые фрики, фильмы «Монти Пайтона», «Бората» и других юмористов. Надеть большие носы придумал Михалок, явно вдохновленный «Шоу Довгоносиків». Михалок же и распространял легенду, что слово колдырь придумал Хацон. Хотя сам художник говорит, что достал его из недр памяти. «Калдыр» с белорусского означает амбал.

Стоит вспомнить, что в журнале «Х3М» в середине 2000-ых публиковались наркоманские комиксы о Саше и Сироже, которые Хацкевич рисовал единолично.
Комикс из журнала x3m (март 2006)
В 2006 году «Калыханка» стала одной из лучших передач в номинации «Сериалы» премии «Телетриумф» за 2005 год. Участники премию так и не увидели в глаза, но узнали о ней из интернета.

А еще вышел альбом «Ска-ты!», записанный вместе с группой «Метеор». 14 треков склепали за 15 часов, до это придумывали их двое суток. Алкоголя было выпито немало.

«Мы это делали прежде всего для себя, чтобы самим повеселиться. Пили пиво, придумывали весёлые куплеты. Совместное действие нам очень нравилось. Сейчас я выступаю с питерскими музыкантами группы „НОМ". Скоро будет концерт», — говорит Хацкевич.

Несмотря на то, что песни кажутся глупыми и простенькими, они хорошо продуманы в плане рифм и въедливости. В любом случае профессионализм не пропьешь, баловство при записи не помешало, а наоборот поспособствовало созданию интересного продукта.
Благодаря «Колыханке» дуэт стали узнавать на улицах. Михалка и так узнавали, а Хацкевича только по голосу и говору. Покупаешь что-то, а люди оборачиваются и автограф просят. Популярнее они были в Беларуси, потому что все делали там, а в Украину лишь записи на носителях отправляли. Но любовь к проекту чувствовалась больше в Украине.

Однако всему хорошему иногда приходит конец.

Рассказывает Хацкевич: «В 2008 году мы сами решили тормознуть проект. К тому времени сказали всё, что хотели. Решили взять паузу. Думали перезапустить лет через пять. Да и юмористов развелось, очень многие стали шутить, появился „Comedy club"... С тех пор я и не общаюсь с Михалком. Он не хочет, и я уже тоже не хочу. Раньше он был другой. Весёлый и жизнерадостный. Но видно что-то пошло не так и он поменялся.

С 2008 года все наши передачи транслировались на интернет-канале „СаСи ТВ". Содержать его было недорого. А еще это было время популярности рингтонов. 5 лет назад мы с Викторией Шаблинской делали аналог „Саши и Сирожи" под названием „Коллекционер всего хорошего". Но это была разовая акция

Сейчас я решил перезапустить Сашу и Сирожу в виде комиксов. Мультики делать затратно и по времени, и вообще. Сейчас у людей клиповое сознание. Очень много информации потребляют. Комикс в одну картинку, на мой взгляд, — самый оптимальный формат. Можно быстро реагировать на события и ни от кого не зависеть. В день можно, не парясь, штук 5 делать. Потом можно выставки организовать. Можно майки и другой мерч выпускать. Короче, есть, где побалдеть!».
Михалок в одном из интервью резко высказался о попытках возродить «СаСи»: «Со мной никто не говорил и не обсуждал планов возрождения „Саши и Сирожы". Я являюсь сценаристом и художественным руководителем проекта. Все, что выходит без моего участия, — фейк и обман зрителя. Не ведитесь на фуфел».

Сейчас Алексей Хацкевич работает в Большом театр Беларуси. Занимается он постановками и росписью декораций. Также проводит выставки своих произведений в стиле декоративно-абстрактного реализма. В 2017 году одна из таких выставок прошла в киевской галерее «Эдукаториум» (с которой сейчас происходит вялотекущий рейдерский скандал — прим.ред.). На вернисаже он отыграл концерт «СаСи», а также заряжал воду и продавал ее в банках благодарным посетителям. Недорого, кстати.

«Живётся по-разному художникам в Беларуси, но в основном тяжко, — комментирует Хацкевич. — Картины мои любят, но денег я получаю немного. Выставки организовывать несложно, да толку от них мало».
Опубликовано 20 марта 2019

Все тексты автора
Нам нужно больше твоих кликов: