АЛЕКСАНДР POISON НЕЧАЙ
Неизвестные факты из жизни «Фонда Мазоха»
Еврейский погром в Москве, раздача гробов во Владивостоке, выставка в космосе и другие приключения двух львовских арт-провокаторов.
«Фонд Мазоха», он же Masoch Fund, он же «ФМ» появился в 1991 году благодаря стараниям двух человек — Игоря Подольчака и Игоря Дюрича; также в нем изначально принимал участие Роман Виктюк. «Фонд» представлял из себя творческое объединение и клуб по интересам художников и медийщиков с целью популяризации и внедрения современного искусства в массы. За время своего существования «ФМ» сделали несколько громких акций, во время которых троллили мажорную публику, власть и общество в целом.
Слева Дюрич, справа Подольчак; фото 1992 года.
Оба основных участника «ФМ» познакомились во Львове еще в 1989 году (Подольчак тогда отметился как один из основных участников нашумевшей выставки «Інтердрук»). И решили вместе заниматься выставочной и просветительской деятельностью. По словам Дюрича, в определенном смысле это было лучшее время, когда казалось, что все впереди. «Фонд Мазоха» интересовала маргинальная сторона культуры; само название тоже выбрали ради провокации.

История организации на редкость хорошо задокументирована (некоторые байки уже стали полноценными мифами украинского совриска), но мы попробовали вытащить из двух Игорей несколько неизвестных фактов об их деятельности.

Художники поделили между собой роли: Подольчак предоставил фото- и видеоархив, а Дюрич любезно согласился рассказать подробности (по мнению «ФМ», у него память на события лучше), о которых не принято упоминать или которых попросту нет в сети. Дюрич сейчас базируется в Праге, общались по голосовой связи.
Инсталляция 1994 года «Мавзолей для президента»: в банке медленно плавится смалец, постепенно обнажая портрет Кравчука.
ФАКТ: «ФОНД МАЗОХА» БЫЛИ ПЕРВЫМИ, КТО ВЫСТУПИЛ С ИНИЦИАТИВОЙ ПЕРЕИМЕНОВАТЬ УЛИЦУ ВО ЛЬВОВЕ
В 1992 году «ФМ» обратился в мэрию Львова с предложением переименовать одну из центральных улиц Львова и назвать ее в честь известного писателя, Леопольда ритера фон Захер-Мазоха. Но один из клерков главной городской конторы сказал, что такого никогда не произойдет.

На данный момент в центре Львова пока только стоит памятник австрийскому писателю (тот самый, который все трогают за яйца) и есть кафе, названное в честь него.
ФАКТ: РОМАН ВИКТЮК БЫЛ СВАДЕБНЫМ ГЕНЕРАЛОМ «ФМ» И ПОСТАВЛЯЛ ИМ ЛИЛИПУТОВ
Роман Виктюк действительно состоял в творческом объединении, но по итогу он был больше «свадебным генералом». Режиссер тогда работал в Москве и не мог принимать постоянное участие в процессах, которые устраивал дуэт Дюрич-Подольчак.

Один раз он принял полноценное участие в акции «ФМ» под названием Underground в 2000 году. Художники провели ее в Киеве в подземном водохранилище под Музеем воды. Для участия в нем Виктюк привлек всех актеров-лилипутов, которые тогда жили в Киеве. Половина критиков и публики назвали акцию конформистской, а вторая половина — наоборот, нонконформистской.

Впоследствии визуальные приемы, которые применил на этой акции Подольчак, стали использоваться в фильмах его кинокомпании «MF Films».
«Амнезия» исследует украинское забытие. Подписывайся на наш телеграм-канал:
ФАКТ: ИГОРЬ ДЮРИЧ НИКОГДА НЕ УМЕЛ РИСОВАТЬ
В классическом понимании один из Игорей никогда не был художником. Он был творцом, криэйтором в пелевинском смысле. Профессия и талант, очень востребованные в 1990-е. Ему принадлежит масса идей и выходок, которые они воплощали на пару с Подольчаком.

В России 1990-х его креатив прекрасно воплощался на политическом пространстве, когда там еще можно было выбирать всех — от районного чиновника до губернатора и президента.

Во время акции «Бєспрєдєл гуманізму» в сквере Суханова, что во Владивостоке, разыгрывалась лотерея. Она была благотворительной, а призовой фонд составляли гробы. Любой выигравший мог обменять изделие на комплект бутылки водки с закуской.

Правда, на обмен в итоге никто не согласился. Дюрич рассказал, что было забавно наблюдать, как люди запихивали в машину приз, он не помещался. Все это снимало телевидение и победитель лотереи говорил в камеру, что менять на выпивку-закуску он ничего не собирается, так как в хозяйстве гроб может пригодиться. Таким образом стало понятно, что даже в моменты острого кризиса человек все равно больше думает о духовном, а не о плотском, и вечные вопросы волнуют его больше.


ФАКТ: ВИДЕОЗАПИСЬ ВЫСТАВКИ «ФМ» В КОСМОСЕ МОГЛА ОСТАТЬСЯ ЗАСЕКРЕЧЕННОЙ
Акция-выставка «Мистецтво у космосі» прошла в 1993 году. На орбитальной станции Мир космонавты показали две картины из «Фонда Мазоха», которые провезли в космос в качестве личных вещей.

Выставку изначально хотели провести на Луне, но в то время это никак не получалось. Зато была возможность выйти на самих космонавтов на орбите. К тому же, поднять что-то большее, чем несколько графических работ, стоит серьезных денег и связано еще с необходимостью это «порешать».
VHS с записью «Мистецтво у космосі», первой в мире выставки на орбите планеты Земля, могли никогда не увидеть за пределами Украины. В то время на территории страны действовали некоторые советские законы. Дюрич посылал видеокассету своим друзьям за границу, но таможенники не хотели ее пропускать из-за ого, что съемки в космосе запрещено вывозить из страны. У Украины тогда не было ни одного даже проекта космической программы. Но кассета поехала, благодаря занесенной вовремя бутылке с чем-то крепким.
ФАКТ: «ОСТАННІЙ ЄВРЕЙСЬКИЙ ПОГРОМ» ЗАШЕЛ СЛИШКОМ ДАЛЕКО, МАРАТУ ГЕЛЬМАНУ ПРИШЛОСЬ ВЫЗЫВАТЬ КРЫШУ
В 1995 году «ФМ» устроили очередную провокацию, на этот раз для московского богемобомонда в Галерее Гельмана. Тогда Дюрич и Подольчак со своей экспозицией должны были стать частью проекта «Плохие новости из России». В него должны были входить актуальные на то время творцы, а экспозиция должна была поехать по городам и весям, например, в Нью-Йорк. Но в то время как раз начали искусственно внедрять концепцию «благостной России» и выставка умерла, не родившись.

А проект «Останній єврейський погром» все-таки состоялся, так как Марату Гельману сильно запала в душу его идея и за несколько дней до открытия он начал навязывать свои идеи «Фонду Мазоха». Дюрич и Подольчак не растерялись и развесили в галерее афишки с текстом «Еврейский погром переносится». Но, поскольку богемобомонд был на ушах уже на стадии анонса, в назначенный день и час акция состоялась.

В чем вообще суть проекта. На входе человек должен был выбрать, кем он хочет быть — «погромщиком» или «жертвой». А правила для этих двух участников выставки были разные: «погромщик» мог делать все, что угодно, а «жертва» не имела права покидать помещение, пить алкоголь и ходить в туалет до конца мероприятия. 90% гостей выбрали себе роль «жертвы». На выставке было предостаточно пива и водки; и несмотря на то, что пить можно было только погромщикам, они передавали жертвам из своей тусовки выпивку. Настал час Х, когда всем приспичило. На выходе стоял человек, который никого не выпускал. Игорь Дюрич говорит, что ему стоит отдать должное за его принципиальную позицию. Сами они так жестко держать людей взаперти не смогли бы. Одной девушке стало плохо, но ее так и не выпустили.
Мужчина, который ее привел на мероприятие и сам захотел быть погромщиком, отдал свой аусвайс. В итоге «Фонд Мазоха» устроил аукцион, на котором «погромщики» начали выкупать «жертв».

В этот момент наконец приехал опоздавший Гельман. Увидев все безобразие, он сказал, что звонит своей крыше. Впрочем, на «погроме» присутствовали знакомые Дюрича из «пацанов», которые и порешали вопросы базаром.
P.S. На выставке можно было все «осквернять». Настоящая могильная плита с еврейского кладбища, на которой были выбиты имена всех потенциальных участников несостоявшегося проекта «Плохие новости из России», использовалась не как выставочный материал, а как стол, на котором разливался алкоголь. На стенах также висели графически формы, которые можно было размалевать. Авдей Тер-Оганьян написал на одной из них: «Хуй вам в сраку, жиды ебаные». Впоследствии «Фонд Мазоха» выставлял эту работу в Киеве. Ее очень тяжело восприняло украинское посольство.
ФАКТ: КОНФЛИКТ «ФМ» С ПИНЧУКОМ ЧУТЬ НЕ ЗАКОНЧИЛСЯ РАСПРАВОЙ

Креатив Дюрича
Когда-то в прошлом веке Игорь Дюрич три месяца работал помощником народного депутата Украины Виктора Пинчука. И курировал визуально-идеологическое направление в штабе Кучмы во время его перевыборов.

Отношения художников и олигарха развивалось самым драматичным образом.

Еще в 2001 году «Фонд Мазоха» совместно с фондом Сороса сделали выставку под названием «Бренд Українське», на которой в киевском Центре современного искусства выставили портрет Тараса Шевченко авторства украинского художника-футуриста Давида Бурлюка. По городу висели билборды «Зустрічай батька!».
Мероприятие стало первым в Украине, которое посетил президент Леонид Кучма. Виктор Пинчук тогда коллекционировал Бурлюка и думал, что картину привезли для него. И поэтому организовал визит главы страны на выставку, будучи его зятем. На самом деле портрет Шевченко был взят в аренду у его законного владельца в Чехии и после выставки вернулся к нему обратно. Но когда Пинчук поинтересовался, сколько стоит картина, художники честно ответили, что владелец купил ее на интернет-аукционе за $18 000, а теперь хочет $300 000.

Дюрич говорит, что олигарх тогда не стал торговаться и обиделся, так как решил, что на нем хотят заработать. Его реакция оказалась «бандитской» и он сказал художникам, что если увидит картину в окружении Ющенко, то Дюрич и Подольчак будут иметь дело лично с ним. (Уже тогда было понятно, что Кучма хочет оставить наследником Януковича, а будущие оранжевые воспринимались как враждебная группа.)
Дюрич рассказал, что в те годы Пинчук также предпринял определенные усилия для приватизации завода «Арсенал». Все происходило последовательно, без разборок и кипиша — сначала завод принадлежал Министерству обороны, затем его благополучно вывели с их баланса и передали Министерству культуры, которое должно было направить объект на рефинансирование, то есть обеспечить его приватизацию или долгосрочную аренду. Первым мероприятием там планировалось сделать выставку «Прощай, оружие» в 2004 году.

«Фонд» написал открытое письмо Виктору Пинчуку, в котором выразил беспокойство, что из-за месторасположения выставки возле Лавры и участия Марата Гельмана в ней выставку могут разгромить (в тот год у Гельмана был уже настоящий погром). В результате первое арт-мероприятие в будущем «Мыстецьком арсенале» прошло с усиленной охраной, металлоискателями на входе, досмотрами посетителей и т. п.

После этого терпение олигарха окончательно лопнуло. До художников дошли сведения, что Пинчук поручил с ними расправиться. Тогда они жили в Киеве, и перемещаться по городу решили очень аккуратно. Подольчак, например, жил в трех минутах от офиса пешком, но всегда по приходу домой звонил Дюричу, чтобы сообщить, что с ним все в порядке.
Последней, но не окончательной акцией арт-группы стала «Фонд Мазоха — народу України» в 2005 году. Она представляла из себя несколько тезисов будущего развития Украины: «Україна мальовнича», «Україна мазохістична», «Україна маргінальна», «Україна американська» и так далее. Украинцам предстояло бы выбрать свой вектор развития на референдуме. Например, программа «мальовничого» вектора была следующая:

1. Розвалити економіку, щоб ліквідувати усі небезпечні фактори забруднення навколишнього середовища. Механізм реалізації – екологічний рух, який паралізує роботу екологічно небезпечних об'єктів – заводів, фабрик і т.інш.
2. Президент країни – втілення української мрії, душі та талану. Обирається на конкурсі краси.


После этого «ФМ» ничего не делал, но и не закрылся официально. Референдум не провели, но в реальности, кажется, получилось нечто среднее между предложенными вариантами.
«Амнезия» — это мазохизм культурной памяти:
Made on
Tilda