АЛЕКСАНДР «poison» НЕЧАЙ
Харьков РапаСити:
Золотая эпоха украинского хип-хопа
Колыбель и столица украинского рэпа это, безусловно, Харьков. Здесь из подвальных записей, дворовых вечеринок и полулюбительской телепередачи в середине 90-х выросло мощнейшее хип-хоп-движение.

Nazar
Основатель RAP.UA
ХарьковРапаСити — это отображение города, его улиц, жизни, его атмосферы. Это город, в котором с 1990-х главной субкультурой является хип-хоп и, наверное, будет являться всегда. Здесь в каждом подъезде читают рэп. Отсюда вышли лучшие MC страны.
Rap-обойма

Зимой 1994 года молодые студенты консерватории Олег «Фагот» Михайлюта и Всеволод «Флют» Кущинский предложили директору телекомпании «Приват-ТВ» Александру Голубчику совершенно безумную идею: делать передачу о хип-хоп культуре. Голубчик согласился на эту авантюру (на дворе ведь 90-е, как тут не согласиться на авантюру) — и на свет родилась «Rap-обойма».

Программа просуществовала три года (94-96) на национальных телеканалах УТ3 и УТ2. В то время она была первым и единственным ТВ-проектом о хип-хоп культуре в бывшем СССР.

По сути, «Rap-обойма» дала старт для развития всего украинского хип-хоп-движения. Покатился первый снежок, который довольно быстро стал неудержимой лавиной: небольшие вечеринки превращались в международные фестивали («In Da House» и «ХарьковРапаСити»), самопальные демки на кассетах — в народные хиты.

Rap-обойма: репортаж со второго In Da House
ХарьковРапаСити

Изначально мероприятие носило местный характер, но уже к третьему фестивалю (1997) формат расширился до международного. Позже это название появится еще и на обложках сборников, которые будет выпускать «Украинская Хип-Хоп Ассоциация» с 1998 по 2005.

Эти компиляции вместе с другими релизами распространялись по городам Украины на добровольных основах. Автор текста отчетливо помнит, как легендарный (и, увы, покойный) Сынтя в Луганске приносил кассеты с яркими оформлениями и надписью «УХХА». (Этот человек сделал немало для развития хип-хопа на Востоке Украины, особенно в Луганской области, и достоин отдельной статьи).

Стоявшие у истоков рэп-течения говорят, что на самом деле первый по-настоящему хип-хоповый концерт прошел еще в апреле 1995 года. В нем принимали участие группы S.Y.D. (сейчас Встречная тяга) и «Лицом к стене». А вот уже на первом украинском фестивале впервые выступили молодые и никому неизвестные Blood Graft (которые в скором времени переименовываются в «Убитые рэпом», а еще чуть позже — в «У.эР.Асквад»).

C.M. Clan

Во второй половине 1990-х делать рэп быстро стало популярно. Правда, мест для самовыражения и демонстрации его широкой публики было не так уж и много. Те, кому не нравилось отращивать хаэр и угорать под дэз-метал, искали где послэмиться под локальный «Jump Around». Один из известных харьковских и украинских промоутеров Алексей Квадрат начинал с местного хип-хапа в ХарьковРапаСити.

Квадрат
Промоутер
Свой первый концерт я провёл 3 июля 1997 го года, это была туса в Disco 2000, за пультом стоял dj Herb-a-Life, а на микрофонах были местные коллективы — Background, У.З.И., Убитые Рэпом и другие. Туса собрала более 150 человек и положила начало для развития многих групп того времени, ибо концертов и тус было крайне мало. Можно сказать, что тогда самая крупная точка сборки была на Холодной Горе, именовалась она C.M Clan, то есть Cool (cold) Mountain Clan, по месту прописки самой тусы, хотя повисеть на баскетбольной площадке подтягивались люди со всего города.
Тебе нравится читать, нам нравится писать. Это судьба.

Подписывайся на рассылку «Амнезии»:
In Da House

Lojaz (раггамаффин-вокал У.эР.Аасквада) считает, что «золотой век» для движения (или хотя бы «первой волны») пришелся на 1995 — 2001 годы, когда выходили сборники и проводились крупные фестивали. Самым громким из них был In Da House. Это мероприятие посещали рэпперы и сочувствующие со всей Украины.

Первый фест прошел в ДК «Пищевик» 3 марта 1996 года. Организатором выступает творческое объединение «F&F Про Центр» (то есть, те самые Фагот и Флют, которые и создали «Rap Обойму»). Что характерно, фестивали носили номерные названия, но при этом на английском назывались по-хулигански безграмотно: «In Da House too», «In Da House tree», «In Da House for» и так далее.

Кроме фестивалей, те же Фагот и Флют проводят вечеринки «Microffone Chekk», где не только читают MC, а уже играют ди-джеи и показывают тематические видео.


Фоззи
«ТНМК»
Ни милиция, ни власть не подозревали о существовании подобного. Видимо, они смотрели другие каналы. Зато иногда заходили и рейверы, и рокеры. Это было свежо, это было непохоже на то, что существовало параллельно и это было остро. На первый фестиваль In Da House приехали группы из Киева, затем стали появляться россияне. Все они признавали уникальность ситуации, при которой один отдельный город с помощью одной телепрограммы превратился в ХАРЬКОВРАПАСИТИ.
In Da House For (1997). Видео с хорошим звуком! Cреди участников Night Hustlers (NH3), Turbo, Убитые Рэпом, Зеленые Каштаны, Отражение Тени, Встречная Тяга, Танок На Майдані Конго, Дерево Жизни.

Квадрат
Промоутер
Ин да Хаусы стартовали 3 марта 1996 го года, на первом я не был, а вот второй (In da House too) был таки просто эпохальным событием, если можно так сказать. Вход на него стоил 4 грн (чуть менее 2.5$) и собрал он под 800 человек. На In da House tree хэдами были Bad Balance, но людей было понт, до 300 человек. «Rap Обойму» к тому времени уже прикрыли, а вход стоил уже 8 грн, что возможно и повлияло на посещаемость. Далее был четвёртый фэст с хэдлайнером «Дерево Жизни», пятый с White Hot Ice, собирали эти фесты до 1000 человек. В 2001-м приехали «Каста», и это было рекордное количество людей. В 2000 м и 2001 м я был в роли ведущего, до этого выступал в составе разных групп — на «подтанцовке», так сказать.

По уровню атмосферы не было подобного в Харькове уж точно (я про In da House в целом). Тогда было мало инфы, не было интернета, рэп был кардинально другим, как и те, кто его слушали.

Что послушать

В 1997 происходит очередной переломный момент в истории украинского хапа — группа «Танок на Майдані Конго» становится победителем национального конкурса «Червона Рута '97». Их трек «Зроби мені хіп-хоп» становится главным хитом и затягивает в движ непосвященных слушателей.

Увы, на длинной дистанции успех ТНМК оказался скорее исключением: большинство их земляков так и не выпрыгнули за границы тусовки. И уже отдельный вопрос, что почетнее: быть национальной поп-звездой или легендой андерграунда.


Фоззи
«ТНМК»
Телекомпания «Приват-ТВ» располагалась в подвале, Фагот там писал музыку для программ и рекламы, там же делались и первые аранжировки для группы S.Y.D. Вокал записывали там, где дешевле, в идеале — ночью и бесплатно. Об издании музыки мечталось чисто теоретически, сами печатали кассеты. Когда позже вышел первый CD, сборник ХАРЬКОРАПАСИТИ-2, это казалось шагом из научной фантастики.

Речи о коммерческом успехе тогда не было — все мечтали издать трек на сборнике, снять клип и показать его в «Рэп-обойме». Не более.

ТНМК рассказывают о наркотиках
Что послушать из менее очевидного? В первую очередь советуем обратить внимание на У.эР.Асквад. Если кто-то не слышал и даже понятия не имеет об этом словосочетании, то этот человек просто не знаком с украинском рэпом. В состав группы входило два человека — A#3 и Lojaz. У обоих своя уникальная подача читки, свой флоу. И уже тогда было понятно, что команда не ограничится только местной сценой. У них богатая история и масса регалий. Куча треков с исполнителями разных широт и уровней, среди них Green Grey, ШЕFF, White Hot Ice, Туман. И сложно сказать, какой вариант песни ТНМК «Вода» звучит лучше — оригинальный, от одних харьковчан, или переизданный кавер от У.эР.А.

Lojaz
«У.эР.Асквад»
В Харькове у нашего продюссера был музыкальный магазин «Грин Скрин». Туда все рэпперы города Харькова да и не только ходили за дисками и кассетами. В начале так и распространялся стаф. Я отсылал песни в Москву, Валову — он нас выпускал на своих сборниках.
Не менее интересной командой того времени стали Шнель Шпрехен со своей ироничной подачей и очень нетривиальными текстами. В их лирике сложно найти пацанчиков и хапание во дворе за гаражами. Зато есть про синагогу или психиаторов. Последний альбом вышел 8 лет назад.

Нельзя не упомянуть то исчезающего, то появляющегося Мишу Крупина a.k.a. Туман, их совместный проект с Don Drew, Black Tribe, Восточной Братией и У.эР.А Дядя Вася. А еще Лиона, который отметился треком с Алиной Гросу и в прошлом году выпустил альбом с Фьюзом из Krec.
Убитые Рэпом
Black White Side & Turbo
Дядя Вася
Шнель Шпрехен
Что сейчас

С подачи Макса Артамонова (который входит в нынешний состав группы Встречная Тяга) «Rap-обойма» успешно восстала из мертвых и выходит по сей день, с Лоджазом в качестве ведущего.

Кроме того, в этом году впервые за всю историю украинской хип-хоп культуры в Харькове учредили и провели первую отечественную рэп-премию. Инициатива исходила от ресурса Rap.ua. Поскольку статус Харькова как столицы речитатива / граффити / брейк-данса / урбана / стрит-бола / широких штанов (нужное подчеркнуть) стал забываться, портал об украинском хип-хопе поставил себе цель вернуть его городу.


Nazar
Основатель RAP.UA
В отличие от других городов, здесь люди всегда ходят на рэп. Как показал Rap.ua фестиваль, здесь очень ждут этого (первую всеукраинскую премию посетило около 2500 человек — прим. ред.). Люди пришли не на хэдлайнера, они пришли на фестиваль. Большинство тех, кто застал времена ХарьковРапаСити сказали, что со времен In Da House таких мероприятий больше не проводилось.
Задача стоит непростая, но посильная: возобновить и сосредоточить все главные события и составляющие украинской хип-хоп субкультуры в его колыбели. Чего ожидать дальше? Да чего угодно — от появления новых «X3M» и «Молока» до создания нового стрит-арт направления. Или нет. Но в тот день, когда вручалась премия от Rap.ua, я простоял в очереди под клубом 40 минут и ни капельки не жалею. По разговорам, которые там происходили, становилось понятно, что город действительно воспрял и снова стал ХарьковРапаСити.
Благодарю всех респондентов за беседу. Отдельное спасибо пользователю Z_Style с Харьков-форума.

Опубликовано 3 сентября 2018.
Ныряй глубже в прошлое:
Made on
Tilda