АЛЕКСАНДР POISON НЕЧАЙ

Черная кузница Слобожанщины.
Как начинался украинский black metal

В Украине колыбелью черного метала считается Харьков. С этого города началась популяризация и возведение стиля в культ. Здесь ковались все самые знаковые группы жанра: Nokturnal Mortum, Hate Forest, Dub Buk и многие другие.
Другой школы в нашей стране, кроме харьковской, по блэк металу сейчас не существует, и это признают группы из разных уголков страны. Течение, которое превратилось в бурный поток из жанров, лейблов и фестивалей, появилось в столице Слобожанщины на Салтовке — самом крупном спальном районе Украины.

Все началось в 1991 году с группы Suppuration, которая играла death metal, на тот момент прогрессивный и экстремальный стиль. Впрочем, уже на первой демке слышен серьезный крен в черноту. В состав группы входило всего три человека: Князь Варггот — вокал, гитара; Мунрутель — ударные; Ксааркват — бас. Двое из них станут основными столпами украинской блэчины и закрепят за собой статус первопроходцев сцены.
Демка Suppuration, 1992
Варґґот и Nokturnal Mortum

Женя Гапон в юности
В 1994 году они создадут Nokturnal Mortum. Сейчас это самая именитая и влиятельная группа направления. Коллектив входит в мировые топы блэк-метал групп и гремит вот уже больше двух десятилетий.

С момента создания Nokturnal Mortum и по сегодняшний день в группе переиграла масса музыкантов, в составе оставался только один постоянный участник — Варґґот, он же Евгений Гапон. На момент создания NM ему было всего 20 лет. Это человек оказал максимальное влияние на формирование сцены и, можно сказать, задал тон всему жанру.

Кроме Nokturnal Mortum Варґґот еще выпустил отдельные проекты: Mistigo Varggoth Darkestra, Vetche и Aryan Terrorism. Все это выходило под эгидой чернометалических лейблов (в частности, на одной из музформаций, которая принадлежит самому Гапону).

Кстати, интересная деталь. Во времена, когда в Харькове была злая милиция, поклонников темной музыки никогда не трогали и при упоминании фамилии Гапон любого волосатого сразу отпускали и передавали «привет Жене». Говорят, это происходило из-за того, что папа вокалиста Мортумов — важный мент, даже какое-то время занимал пост замминистра МВД; кроме прочего, гордый владелец награды «Рыцарь Отчизны». Впрочем, это только слухи.
Концертная запись Nokturnal Mortum, 1998
КОЛЫБЕЛЬ: BEAT STUDIO
Помочь с историей появления одного из самых мизантропических направлений метала согласился Amorth, который играл одно время в Drudkh и Astrofaes, а также помогал на записях Lucifugum, Nokturnal Mortum, Nocturnal Amentia, Лютомысл и М8Л8ТХ как сессионный музыкант. Мы неспешно прогуливались среди панельных высоток, арабских фаст-фудов и магазинов с разливным пивом — все атрибуты правильного спальника.

Amorth
«Золотой период у Слобожанского блэк-метала можно обозначить условно с 1996 по 2008 годы. Тогда вышли все знаковые релизы и было меньше нацизма, больше язычества.

Вся история начиналась здесь — на улице Валентиновской, 33 (раньше Блюхера, 10). Студия находилась на первом этаже обычной хрущевки. Называлась она "Beat Studio", незамысловато. И принадлежала Дмитрию Бондаренко, который записал много знаменитых релизов у себя дома. Именно там ковался весь блэк-метал. В комнате и орали и играли на барабанах. Весь прикол в том, что наверху жила глухая бабушка и жалоб на записи не поступало.

С записью Lucifugum связана одна смешная история — когда писали уже финальную часть, то есть вокал, на улице было лето, жарко и окна были открыты. Вокалист Faunus что-то орал в микрофон, и тут подбежали дети: "Дяденька, не кричи!"»
Lucifugum — «На крючья да в клочья!» (2000)

«Амнезия» исследует украинское забытие. Читай нас всюду:

Телеграм
Инстаграм
Фейсбук

Роман Саенко и HATE FOREST
В этой же студии свои самые значимые альбомы записали Nokturnal Mortum, Astrofaes, Drudkh и Hate Forest. Последние два проекта являются самыми загадочными не только на украинской, но и на мировой сцене.

Принадлежат они перу Романа Саенко, который никогда не дает интервью, не выступает и не позиционирует себя как публичного человека. Его первый проект Hate Forest был студийным и выступал только в начале 2000-х на фестивале «Коловорот» и еще на нескольких тематических мероприятиях, названия которых никто не помнит.
Один из немногих лайвов Hate Forest
Вокруг этой группы ходит множество легенд, особенно из-за того, что Роман Саенко не показывается на людях и не дает живых выступлений с новым проектом Drudkh. В миру он работает учителем. Как-то он ходил по школе на своем мерче с надписью «Hate Forest»; к нему подошел ученик и спросил: «Роман Леонидович, а за что вы так ненавидите лес?».

Amorth
«В какой-то момент Роман сказал, что группа отыграла свое и сказать больше нечего. Он закрывает проект и дальше будет что-то иное. Появился Drudkh. Но вот в этом году, на фестивале „Нове Коло" они будут выступать. Вообще, для всей этой тусовки очень странно так поступать — ведь если ты сделал заявление, что все, то назад дороги нет. Без возвращений».
Сейчас марка «Hate Forest» приносит деньги с продаж и переизданий старых альбомов на иностранных лейблах. Некоторые отмечают, что этот проект сформировал блэк-метал сцену и оказал на музыкантов влияние даже большее, чем Nokturnal Mortum.
Hate Forest — «Scythia» (1999)
Также среди знаковых команд стоит отметить Astrofaes, которые играли raw black, то есть сырой и настоящий блэк. Именно их называют культом и который недалеко ушел от традиций. Музыканты из этой же банды играют в Drudkh и очень пересекаются с творчеством Романа Саенко.

Amorth
«Популярность проектов Саенко связана с тем, что он очень контактный и с самого начала переписывался активно со всем миром. Тогда, в доинтернетную эпоху, люди писали друг другу бумажные письма. Активно обменивались музыкой и мерчем. И чем больше ты общался с заграницей, тем быстрее о тебе узнавали, конечно же. Роман поступал именно так. Из-за этого у него в мире есть такая популярность. Хотя, по сути, музыка его проектов не самая сложная в плане исполнения. Просто он все время на слуху. Ну и статус закрытости тоже делает свое дело».
Вообще, закрытось в этой среде — хороший тон и один из важных признаков аутентичности. Истинный чернометалический воин лишний раз лицом не торгует и воршипит своего козла подальше от человеческих глаз.

Amorth
«Есть еще один персонаж, очень культовый — Юра Язычник. Мало кто даже в курсе, как он выглядит. Он рисовал обложки для тех же Drudkh и Hate Forest. Мы редко видимся, раз в год. Он появляется внезапно и так же исчезает. Может ходит по лесам, может уезжает в какие-то другие путешествия. У него нет социальных сетей и мы разговариваем при встрече на абстрактные темы, не касаясь социума или политики».
Рисунки Юры Язычника
oriana и коловорот
Блэк-метал традиционно держится в стороне от мейджор-лейблов (и эта нелюбовь взаимная). В 1998 году Варггот основал собственный лейбл Oriana Music, на котором вместе с лидерами сцены выходили Lucifugum, Reusmarkt, Astrofaes и другие. Также существовал сублейбл Kolovrat, который выпускал уже менее приближенные к NM команды.
Кассетные релизы Oriana Music
Эта же тусовка организовывала знаковый фестиваль «Коловорот», который проходил с 1998 по 2010, и потом возродился 2017-м (но уже в Киеве). На самом первом выступали только три команды, но уже через пару лет он стал масштабным двухдневным событием.

Есть также у Nokturnal Mortum одноименный музыкальный магазин в самом центре Харькова. Сейчас он является одним из самых старых в городе.
2001
Nokturnal Mortum часто приписывают тесную связь с ультраправым движением. И не только из-за характерной формы славянского солярного символа. Изначально их в песнях было поменьше национал-социализма и побольше пагана. Сейчас вектор поменялся — особенно с момента, когда они стали петь на украинском и отказались от России как от явления.

По сути, Евгений Гапон и не скрывает своих позиций. В одном известном интервью он сокрушается по поводу небелых жителей Харькова: «Харьков является одним из самых загрязненных, в плане эмигрантов, городов. У нас очень много проблемных мест. Например, базары притягивают эту сволочь. И администрация города далеко не славянская. Думаю, что все это вместе и породило во многих ненависть и желание создать что-то, что могло бы противостоять этому. Негативный настрой частично перерос в музыку».

Amorth
«У Мортумов были фирменные футболки с надписью "Слава Україні" в кружочке из патронов с автоматом виде свастики и трезубцем. В то время сказать на улице такой слоган было сродни нацизму. В 2001 году такое сложно было представить. Такой мерч выходил очень ограниченным тиражом и выдавался только своим».
Что сейчас
Сейчас у блэк-метала поднялась волна популярности, появилась масса его ответвлений. Чуть более поздние проекты из Харькова (такие как Khors и Dub Buk) оказали не меньшее влияние на формирование сцены Восточной Европы. Появился фестиваль «Нове Коло», который стремится стать массовым мероприятием, посвященным памяти предков и развитию классических поджанров блэк-метала. К сцене присоединяются уже не только ультраправые язычники, а вполне себе безобидные хипстеры, которые стремятся экспериментировать со звучанием. История продолжается.
Опубликовано 15 марта 2019
Читай глубже:
Made on
Tilda