владимир чигринец
Вечный бомж Коля Новиков.
Миф одесского Ван Гога
Художник, живущий на дне, одаренный маргинал и юродивый гений - этот вангоговский образ закрепился в истории, став подобием литературного героя. Именно таким человеком был Коля Новиков — художник-бомж, ставший культовым персонажем и легендой для нескольких поколений одесского подполья.
Детдомовец города Казани, родом из Москвы, Новиков попал в Одессу в 60-х, в 26 лет поступил в художественное училище, но был отчислен на следующий год.

Постоянного места работы не имел, ночевал у друзей и на улице. Четыре раза сидел за бродяжничество; по истечению срока его отправляли на трудоустройство в другие города, но он всегда возвращался в Одессу. Маргинальный образ жизни являлся для него некой аскезой, идейным существованием вне системы, но на первом месте всегда стояло творчество. Его героем был Ван Гог. Борис Херсонский рассказывает, что под соском у Новикова была татуировка «Винсент».

Он выработал свой узнаваемый стиль: графика тушью с деформированными женскими и мужскими телами, с психоделическими ликами святых. Фиксация на формах, смесь сакральных и тюремных символов: нимбы, окруженные колючей проволокой, перекошенные церкви, отшельники и зеки — иконопись социального дна. Водочный delirium-ism. Особый приём — растирал тушь пальцем, смазывая линии, создавая небольшие шлейфы

Большинство сохранившихся работ — начала 90-х. Художнику тогда было около 60 лет, он жил психбольнице, много рисовал. В этот момент его сюжеты достигли максимальной стилизации. Появилась популярность на рисунки Новикова среди коллекционеров. Работы периода 70-80-х встречаются реже, часто без даты написания. В большинстве — графика, но также есть работы в другой технике и стилях. Например, абстрактная живопись.
Работы из фонда МСИО, начало 90-х. Изображения кликабельны.
Достоверность некоторых моментов биографии художника сложно подтвердить — Новиков любил рассказывать о себе истории на грани выдумки, дополняя и приукрашивая их через раз. Жил без документов, когда ему сделали паспорт — потерял. В воспоминаниях современников Новиков существует тоже будто вне времени: никто не вспоминает даты, только фольклор и всеобъемлющий миф. В архивах Музея современного искусства Одессы хранятся сканы уголовного дела художника — это одно из немногих официальных свидетельств, подтверждающих личность автора, и ссылаясь на которое можно по крайней мере разобраться в периоде его отсидок.

Собирая кусками истории и паспортные данные, видишь все же очень последовательную жизнь человека с тяжелой судьбой, жившего в абсолютном андерграунде и оставшегося независимым; художника-самоучки, но совсем не примитивиста, который на протяжении 40 лет совершенствовал свою технику, оттачивая линию и стиль.
Новиков родился 27 августа 1935 года в Москве. О его родителях ничего не известно, кроме отчества художника — Яковлевич. В 1940, в период начала войны, попадает в казанский детдом. Пятилетний Коля растет в мире Второй мировой, но в относительной безопасности (Казань не бомбили, в отличии от стоящего выше по Волге Нижнего Новгорода). Выходит из детдома в 1951 — ему 16, — учится в ремесленном училище в Нижнем Новгороде по специальности судовой машинист. До 1954 занимается подработками в разных городах СССР: кочегаром в волжском пароходстве, чекировщиком на севере, на судоремонтном заводе в Николаеве.
В автобиографическом письме, написанном на обратной стороне работы «Возвращение отреченных», художник вспоминает, что сидел в малолетке 3 года — сколько ему тогда было лет, неясно (понятно только, что до 18-ти).

Совершеннолетнего Новикова забирают в армию, отправляют в Мурманск. Скоро он получает травму на службе — попал под лесовоз. После госпиталя возвращается в Николаев, затем снова скитания: учится на тракториста, едет на целину в Казахстан, обратно в Украину, в город Пролетарск Луганской области, работает в шахте, дальше бетонщиком в Кировограде. Постепенно Новиков начинает увлекаться рисованием и решает поехать учиться в Одессу.

В 1961 со второго раза поступает в художественное училище им. Грекова, откуда на следующий год будет отчислен из-за неуспеваемости по общеобразовательным предметам. На протяжении 10 лет Новиков то восстанавливается, то отчисляется, постоянно возвращается в училище и ошивается вокруг: знакомится, стреляет сигареты, бумагу, карандаши; вписывается в мастерских у друзей.
Есть нашумевшая история о том, как Новиков пытался ночью пробраться в училище через окно, но не удержался и повис на штыре. Утром его сняли и отправили в больницу. Вернулся через три дня, как ни в чем не бывало.
В конце 60-х, в редакции газеты «Комсомольская искра» проходит первая — и на долгое время последняя, — персональная выставка художника. Новиков также принимал участие в неофициальных квартирных выставках одесских нонконформистов, но и там был сам по себе, ни в каких «группах» не участвовал и находился как бы в подполье для подполья.

Новиков не пишет на заказ, небольшие деньги получает на подработках, или просто «находит». Бедность постепенно меняет образ жизни художника, из авантюриста он все больше превращается в бродягу. В районе художественного училища всегда действовало несколько винных подвальчиков — одесских «бодег», куда Коля захаживал, и где знакомился с различными люмпенами. Уважал простых рабочих и мучеников физического труда.
«Амнезия» — это исследование украинского коллективного беспамятства. Подписывайся на рассылку:
Александр Дмитриев, учившийся в 60-х в «Грековке», рассказывает про учебу Новикова: «Мне думается, что он и сам считал себя незаурядным, может поэтому и нестарательно учился. Не было прилежания. Он быстро все фиксировал и не старался, ему даже нравилось делать всё неряшливо. Но сами работы были очень интересными, сама манера была необычной, что нам очень импонировало. Мы тогда стремились к "правильности", к школе, а здесь чувствовалась свобода»

«Я помню его в розовой рубашке, волосы русые, дротяные такие, весь лихой мужичок, неопределённого возраста, моложавый, молоденький. Но видно, что босяцкой породы, с первого взгляда» — вспоминает скульптор Николай Степанов, тоже студент «Грековки» в 60-х.
Борьба с тунеядством и уличным диссидентством — популярное милицейское хобби в СССР. В 1961 в силу вступил обновленный уголовный кодекс РСФСР, статья 209 которого предусматривала «за систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством» лишение свободы до двух лет. Во время учебы Новиков умудрялся обходить стороной проблемы с законом, но в 1974, уже в период «бомжевания», его арестовывают и приговаривают к двум годам трудовой колонии по статье 196 — «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов». В графе «характер преступления»: бродяжничество, нарушение паспортных правил. «С лечением алкоголизма»

Начинается долгий период отсидок Новикова, сильно повлиявший и на самого художника, и на его творчество. Сохранившиеся работы 70-х насыщены религиозными образами, темой мучеников и отшельников. Святые здесь одеты в тюремные робы. Названия работ: «Паломничество», «Слезы», «Ад», «Тюрьма». Изображение перегружено разными деталями и паттернами. Новиков использует точечную штриховку — дотворк тюремных наколок.
«Тюремные» работы Новикова. 1970-90-е годы
Выходит на свободу первый раз в 1976, но уже в 77 его снова арестовывают по той же статье и садят на полтора года. По завершению срока Новикова отправляют на трудоустройство в Днепропетровскую область, но художник игнорирует все указания суда и возвращается в Одессу. Следующая ходка в 78, на полтора года; в уголовном деле написано «Должных выводов не сделал». В перерывах между отсидками писал картины, рассказывал истории из зоны, общался жаргоном с блатными присказкам. Последний срок в 1980, снова полтора, снова возвращается в Одессу.
В фонде Музея современного искусства Одессы хранится работа Николая Новикова «Возвращение отреченных», выполненная маслом на фанере — неклассические для художника материалы. Работы с названием у него тоже встречается редко. На обратной стороне картины Новиков написал:

«Новиков Н. Я. 27 августа 1935 года рождения г. Москва, вечный бродяга, бывший детдомовец города Казани, сидел в малолетке 3 года и взрослая тюрьма 5 лет, неудачный художник. Прошу, тебя друг, если меня не уважаешь, уважай наших работяг славян. Да вечно живет твоя семья и гордость русского народа»
В 1985-м Новикову исполняется 50 лет. Друзья-художники оформляют его в психиатрическую больницу — там Новиков мог спокойно жить и работать, не опасаясь ареста. Художник продолжает совершенствовать технику, экспериментирует со стилем, появляются работы, которые относят к «матиссовской» серии: минималистичные линии на чистом фоне, абстрактный фигуративизм. Со временем эволюционирует и подпись автора: изначально, это инициалы Н.Я. в декоративном кружочке, напоминающем нимб на боку — со временем на этом кружочке вырастает колючая проволока. Для инициалов Новиков использует имя-отчество — Николай Яковлевич; это особенно интересно, учитывая, что художник — детдомовец.
Игорь Божко — актер, сыгравший сумасшедшего художника в фильме Киры Муратовой «Астенический синдром», навещал Новикова в больнице: «У него была настолько пугающая внешность, до незабываемости. Блатная, но вместе с тем, он был безобидным, мягким. Душевно мягким. У него не было злобности, алчности, зависти».

В 90-х он пишет огромное количество работ в своем «финальном» стиле: фон заштрихован решеткой, широко используется прием с подтеками туши. Особое внимание художник начинает уделять женскому телу: большие бедра, растекшаяся грудь, лицо часто вытесняется за кадр (тем не менее, продолжает рисовать и женские лики святых). Новикова в этот момент воспринимают уже как живую легенду. В 1991 в Одесском литературном музее проходит персональная выставка Новикова, следующая — «Мир Коли Новикова» прошла в 1993, но длилась всего 2 дня.
Поздние работы. Изображения кликабельны.
В 1996 Коля умер в больнице от типичной болезни бродяг — туберкулеза.

В Национальном художественном музее Украины и Музее современного искусства Одессы хранится всего несколько произведений художника, большинство работ — в частных коллекциях. На французских аукционах его картины продают за 2500$, а на OLX за 5000грн (в обоих случаях цена небольшая). Сам Новиков редко продавал работы — чаще раздавал.

Для многих история Николая Новикова — приключенческий роман или просто забавная диковинка. Но весь этот образ и миф — лишь остаточный продукт. Настоящего внимания заслуживают его работы, его техника и стиль — эстетически актуальный и в 2018+ году (в отличии от творчества его современников). Коля никогда не мечтал стать легендарным бомжем, он хотел стать художником. И стал им.

«Если он и завидовал, то Ван Гогу, не меньше чем» — Борис Херсонский про Новикова.

«Сам он, по его заявлению, также художник» — из материалов уголовного дела.
Материалы (воспоминания, работы) взяты из книги графических работ художника из коллекции «Galerie Les Noms». Уголовное дело и сканы работ предоставлены Музеем современного искусства Одессы.
Ныряй глубже в прошлое:
Made on
Tilda