ШЕРМАН ДРОЗД

Большие сердца, большие зрачки. Как проходили первые киевские рейвы «Torba Party»

С 1995 по 1997 год в Киеве проходили вечеринки, объединенные общим названием Torba Party. Разношерстые пионеры рейва, от бандитов до бомонда, двигали телами под хаус и джангл, наслаждались свободой и поджигали ночь.
Мероприятия Torba Party стали знаковыми, ведь с момента их появления можно было смело заявить: в Украине существует рейв. Причем по качеству эти вечеринки не уступали иностранным.

Кроме того, не стоит воспринимать Torba Party исключительно как танцевально-музыкальное действо. Ведь неистовые пляски сопровождали арт-перфомансы, видеоинсталляции, дизайнерские работы и многие другие визуальные возбудители. Torba дала старт для развития виджеинга в Украине. Камеры транслировали веселящихся посетителей в реальном времени, а поверх видео накладывались визуальные эффекты.

Всего в 15 вечеринках приняли участие (вдохнули): DJ Derbastler, AlexK, Mishukoff, Ice, Vlad, Well, Yoshi, Lemon, F.R.U.I.T.S., Фонарь, Товстолужский, МС Джемикс, Рыбик, Гриб, группы «Green Grey», «Катапульта», «Взрыватели», «Ф.И.О», «Город-Спутник», «Ivanov Down» и другие. А также дизайнеры и художники: Алексей Залевский, Кирилл Проценко, Сергей Лысенко, Алексей Ковжун и другие (выдохнули).
Мероприятия проходили в нескольких точках: клубах «Нью-Йорк» и «Фламинго», Доме кино и на катере. Организатор Torba Party Виталий Улицкий так описывает эпоху, в которой зарождалась Torba:

Виталий Улицкий
Организатор
В середине 90-х, овеянных духом пьянящих перемен, наблюдался определённый дефицит событий, отвечающих потребностям свободолюбивых модников, маргиналов и неформалов. Хотелось срочно это изменить! Следует помнить, что многие привычные сейчас арт-категории либо отсутствовали тогда вообще, либо находились в зачаточном состоянии — музыкальный ремастеринг, видео-арт, модельные и дизайнерские перфомансы. Не было интернета, соцсетей, блогеров... Не было CD, DVD, mp3... Музыка жила на винилах и плёнке, а самые продвинутые только начинали пользоваться мини-дисками, вместо DJ были диск-жоккеи, а по ящику и радио транслировалось то, что никто не хотел смотреть и слушать.

Необходимо было собрать воедино наиболее талантливых, активных, ярких представителей творческой прослойки из самых разных сфер — музыкальной, художественной, дизайнерской, модельной. После — объединить уникальный контент, создаваемый этими энтузиастами, превратить его в действо, в неповторимый калейдоскоп эмоций, завораживающих как искушенных тусовщиков, так и неофитов. Далее создать «инкубатор» новаторских направлений молодёжного искусства, находящихся на пике моды того времени. В конце концов превратить вышеизложенное в уникальный и желанный продукт (без опостылевшей попсы и малиновых пиджаков) в микрокосмос, где тон задаёт не угрюмая реальность, а жажда перемен, вестником которых и стала Torba Party.
Композитор и музыкальный продюсер Василий Ткач вспоминает, что клуб «Нью-Йорк» во время проведения Torba party был забит до отказа. Он рассказывает, что упор делался на убойно-танцевальные стили, такие как хаус и транс. Но крутили и «неформатную» музыку, что приводило к забавным ситуациям.

Василий Ткач
Музыкант
Туда приходили все. От «культурной элиты» до гопников, бандюков и прочих низших социальных слоев, включая и случайных людей с флаерами. Все были в восторге и ждали следующей Torba. Мне посчастливилось выступить на Torba и с сольным проектом как DJ Wasiq, и со своей группой «Взрыватели»

Мой друг, один из праотцов винилового диджейства и хип-хопа в Украине DJ Noizzah, подготовил сэт из олд-скул (на то время еще «контемпорари») хип-хопа: Public Enemy, Cypress Hill, NWA, но играл меньше запланированного времени. Грустный и встревоженный, он подошел ко мне и говорит: «Мэн, меня сократили, типа, не очень танцевально, тебя тоже сократят». А я собирался 45 минут фонить эмбиентом. Я поделился опасениями с близкими друзьями, и Аня Никитина (дизайнер Торбы) пришла мне на помощь. Прямо перед моим выступлением нацепила поверх одежды бутафорский «голый» бюст, вышла на сцену и прекрасно протанцевала все 45 минут под мой нудный зудящий эмбиент. Конечно, при такой vip-поддержке никто не посмел бы увести меня со сцены!
Впрочем, ломать заданное настроение во время тусовки было не принято.

Андрей Салихов
Музыкант
Если ты вдруг решил, что ты мега продвинутый ди-джей и поставил джангл, то готовься стоять и обтекать. Сломать заданный грув, который с любовью и трепетом выстраивали и правили до тебя уже третий-четвертый час, — это, как вывести всех из зоны комфорта на мороз. Джангл, драм-н-бэйс, трип-хоп, сборники easy listening, эйсид-джаз — это всё игралось в чилауте.
2 года Торбе, Дом Кино, 1997
В целом появлению рейва в Украине способствовал переход с аналоговой в цифровую эпоху.

Иван Москаленко (DJ DerBastler)
Музыкальный директор Torba
В 90-ых годах я стал ездить в Европу и посещать рейвы. Также параллельно ездил с Foa-Hoka в Германию. Мы играли в клубах как раз в то время, когда рок-сцена перетекала в техно-сцену. Постепенно аналоговое звучание заменялось цифровым. Появились первые компьютеры, сэмплеры и синтезаторы. Музыканты из рок-тусовки привозили электронщину на виниле, кассетах и первых дисках. Обменивались ею, учились ди-джеингу, а также сочиняли собственные треки. Их мы и пригласили выступать на Torba.
Резиденты Торбы DerBastler & Yoshi
Звучал на вечеринках и рок. Например, группа Green Grey — хотя в середине-конце 90-х без Green Grey не обходилось ни одно серьезное мероприятие. Да и саунд у них был не совсем роковый (об этом позаботились аранжировщики Роман Богорош и Василий Ткач).

Андрей Салихов рассказал, как был приглашен Виталием Улицким выступать на Torba Party.

Андрей Салихов
Музыкант
Я всегда любил гитарную музыку. Но все когда-то надоедает. В то время (93-95 год) не очень просто было найти аппаратуру, инструменты и реп-базу для рок-музицирования (по крайней мере для меня). Человеческий фактор опять-таки играл немаловажную роль: «Сынок, ты не сможешь найти себе барабанщика».

И так получилось, что у нас с приятелем и коллегой Евгением Тараном оказался в руках семплер. Мы начали на нем что-то играть. Не нужны были ни барабанщики, ни гитаристы. Всё сами. Сделали программу, записали ее на пленку, а потом на DAT-кассету. И под эту «фанэру» с двумя синтезаторами Roland SH-1 i Yamaha DX-7 изображали из себя крутых электронщиков. На одном из таких выступлений в Клубе «Нью-Йорк» мы и познакомились с Виталием Улицким.

Тебе нравится читать, нам нравится писать. Это судьба. Читай «Амнезию» всюду:

Телеграм
Инстаграм
Фейсбук

Стоит вспомнить, что выступали также и привозные исполнители. Первыми иностранными музыкантами стали Алексея Борисова и Павла Жигунова (проект F.R.U.I.T.S.) из клуба «Птюч», в котором выпускали одноименный журнал. Приехал зажигать и Юрий Орлов из проекта «Ф.И.О».

Хорошее настроение на вечеринках обеспечивала не только музыка, но и доступные стимуляторы — которые, как говорит Ткач, «были на каждом шагу». Некоторых это заставляло искать внутреннюю Шамбалу.

Андрей Салихов
Музыкант
Публику просто разрывало от восторга. Выплясывали так, что гай шумел. Одни в такт биту выкрикивали «давай-давай-давай», другие в свистки дудели.

Одна дамочка раздеваться начала прямо на танцполе, такой ее восторг неописуемый охватил. Хотела, видать, слиться с космосом, но ей не дали строгие мужчины.
Некоторые свидетели этих судьбоносных событий считают, что Torba Party была ничуть не хуже иностранных рейвов.

Елена Зуева
Посетительница вечеринок
Torba вполне соответствовала западным рейвам и даже в чем-то переплюнула их. В Англии того времени масштабные рейвы (я не говорю о клубных вечеринках) все еще происходили где-то за городом, на каких-то фермерских полях, и были нелегально организованы. То есть звуку, свету и прочим важным деталям не придавали особого значения, поскольку в любой момент могла нагрянуть полиция (ведь тот же фермер-владелец мог запросто настучать) и рейв свернуть. Torba была вполне легальным событием — то есть, это был рейв, но не стихийный, а клево продуманный и организованный.
Репортаж ICTV с веб-панк-ведущей

Василий Ткач
Музыкант
Мероприятия масштаба первой Torba в те годы, наверное, за рубежом проводились регулярно и в каждом клубе. Ценность Торбы не в сравнении с зарубежными аналогами того же периода. А если говорить о значимости, я бы сравнил Торбу с первыми вечеринками Warehouse в Чикаго или с первыми голландскими рейвами.
Благодаря рейвам также возник лейбл «Torba Tapes», издававший на кассетах первые релизы украинских электронных музыкантов. Также выходили записи живых выступлений артистов на вечеринках. Штамповали кассеты на студии «EuroStar» небольшими тиражами, а потом дарили их тусовщикам в качестве поощрения за активность: «за лучший танец», «за яркий образ» и т.д.
Cергей Лапко aka MC Лапоть подытоживает написанное:

MC Лапоть
Музыкант
Torba — это переворот в поведении и мышлении. Очень своевременный феномен внезапного лета после вялотекущей зимы. Несомненно, Torba стала электронной революцией столичной танцевальной, прогрессивной молодёжи.

Torba — это рейв пионеров с большим сердцем и большими зрачками.
Источник большинства изображений — паблик «TORBA PARTY».

Миксы Torba Tapes можно послушать на миксклауде Dj DerBastler.

Опубликовано 8 февраля 2019
«Амнезия» — это исследование украинского забытия:
Made on
Tilda