шерман дрозд
Sonic Youth в советском Киеве. Легендарный концерт на Отрадном


14 апреля 1989 года произошло знаковое событие для украинской рок-сцены. В рамках тура по республикам СССР в Киеве в ДК КИИГА на Отрадном выступил легендарный американский коллектив Sonic Youth. Местные рокеры и хипстеры ничего не поняли, но остались под глубочайшим впечатлением.
Чтобы понять масштаб этого действа, попытайтесь представить атмосферу Киева и доживавшего свои последние дни УССР. В разгаре glasnost и perestroyka, но изоляция от внешнего мира сохраняется. Иностранный музыкальный продукт доставался редко, и истории, связанные с ним, часто обрастали мифами. Каждый клип, снятый «за занавесом» и показанный по телевизору — уже знаковое событие.

И тут в столицу внезапно приезжают живые легенды инди-сцены на пике своей формы.

Однако, если быть абсолютно честным, аншлаг в зале ДК КИИГА обеспечило выступление популярной на то время группы «Воплі Відоплясова». Две трети слушателей покинули концерт, когда пришла очередь Sonic Youth взяться за инструменты. Но те, кто остался и смог насладиться экспериментальным роком из США, называют событие не просто культовым, а таким, что смогло повлиять на поколение рок-музыкантов 80-90-ых годов. Доселе наслышанная подача звука, пресловутый гитарный «wall of sound» и шумовое наполнение показали обратную сторону Луны, расширив творческие рамки музыкантов наших краев.

Сет-лист:
Brother James, The Wonder, Hyperstation, Eric's Trip, Candle, Kissability, Silver Rocket, The Sprawl.
Музыкальный продюсер и композитор Василий Ткач делится своими воспоминаниями о том, как попал на мероприятие.

Василий Ткач
«The Хостільня», «Взрыватели»
«Меня на концерт пригласил одноклассник, с которым мы в 5-7 классах рисовали комиксы. Ни я, ни он понятия не имели, что это за группа, известно было, что американская. Однокласснику же билеты вручили родители, прямо причастные к Комсомолу. Он сам музыкой не особо интересовался, а я был меломан, к тому же уже около года имел свою "группу", склонялся к панк-року и индепенденту, слушал The Cure, The Smiths и Joy Division, а "Вопли Видоплясова" почти боготворил. То есть приходил на все их концерты. Был на самых первых, еще без Скрипки. Поэтому очередной концерт ВВ я пропустить не мог, заодно бонусом какие-то американцы.

Уже через несколько месяцев, познакомившись с киевской музыкальной тусовкой, я узнал, что эти американцы, оказывается, сильно культовые и мне сказочно повезло побывать на их концерте.

Все, кого я в то время слушал, худо-бедно, но играли, что вгоняло меня и моих соратников по группе в некоторую депрессию, потому что мы-то как раз вообще не умели. А тут — вот, играет настоящая американская группа, на нее пришел полный зал, перед ней разогревает крутейшая украинская группа! Играет почти все мимо и все ровными восьмыми "пауэр-аккордами". И это, несмотря на дисторшены на гитарах, не звучит привычно хард-роково как AC/DC, а более-менее близко моему музыкальному вкусу. Оказывается, можно и так!»
На концерте также был участник коллектива «Раббота ХО» Сергей Попович, но ему не очень понравилось.

Сергей Попович
«Раббота ХО»
«О концерте узнавали от тусовочно-балочных авторитетов, по сорочьему телефону. Безусловно, хорошо их знали очень немногие, невзирая на то, что в это время они реально были на пике в инди-мире.

Большую часть концерта я провел в туалете. Мне живьем не очень пошло, было громко и похоже на хэви-металл. В туалете звук немного отфильтровывался, но все равно было больше разочарования, чем удовольствия. На записях они звучали экспериментально, альтернативно. Живьем была хардроковая каша, на мой вкус.

Думаю, они тогда еще не слишком умели или не хотели передавать живьем свое студийное звучание. Аппаратура тоже была полусамопальная, уровня ранних комсомольских фестивалей. Кажется, в 2008 году я услышал их живьем во второй раз уже в Нью-Йорке, на опэнэйре. Они звучали идеально. Высший пилотаж: было мощно, но не оглушающе громко, и вся их магия полностью передавалась живьем».
«Амнезия» есть в Телеграме. Подписывайся на наш канал.
Очевидец и фотограф Алексей Заика (его снимки мы можем наблюдать сейчас в этом материале) считает, что Sonic Youth в то время в УССР никто не знал. Общее впечетление от концерта — шок и трепет.

Алексей Заика
Фотограф
«Шок от количества кофров с гитарами, шок от того, что можно и так играть. Учитывая, что у наших музыкантов были Musima и самопальные Fender, и другой концертной аппаратуры тут просто не было, и как они «должны» звучать никто не имел ни малейшего представления.

То, что тогда вытворяли «Соники», было оглушительно. Ничего подобного никто из нас никогда в Киеве и на просторах Совка не видел. Ни до, ни много после».
Гитарист группы ВВ Юрий Здоренко вспоминает, что о совместном выступление с американской группой, название которой ни о чем ему не говорило, сообщили местные друзья-музыканты.

Юрий Здоренко
«Воплі Відоплясова»,
«Борщ»
«Я не знал тогда этой группы. Sonic Youth, так Sonic Youth. Мы вышли на сцену уже веселенькими. Мы все концерты играли "разогретыми", были даже такие концерты, когда мы не помнили, где мы выступали. Я вышел на середине концерта и из-за кулис наблюдал. Музыка не была мне понятна, я не был под впечатлением. Она не была выразительной. Мы слушали совсем другие группы на тот момент.

Кто-то для себя их открыл. Все-таки 89 год, музыкальный голод, любая музыка была в новинку. Саше, нашему гитаристу, понравилась группа. Меня лично не зацепила».
К сожалению, мне не удалось узнать, кто именно привез Sonic Youth в СССР. Главный редактор самиздата «Гучномовець» Татьяна Ежова предполагает, что к этому мог быть причастен музыкальный критик Артемий Троицкий. Сергей Попович называет среди возможных организаторов прогрессивных литовских комсомольцев; одного из вильнюсцев, возможно, звали Гедрюс Кемкявичус, но это не точно.

(Уже после публикации статьи читатели раскрыли эту тайну: организаторами были Рома Альтер и Алексей Ковжун — прим. ред.)

Работников конторы, милиции и комсюков замечено на мероприятии не было. Хотя, наверное, они затесались в ряды слушателей, надев на себя конспиративные косухи и передавая в спрятанные под лацканы микрофоны шифр: «Товарищ майор, орел защебетал, повторяю, орел защебетал».

Сергей Попович
«Раббота ХО»
«Контора на концертах была всегда; среди тусовщиков было, как и везде в Совке, немало вертухаев, но я тогда не очень парился этим. Посещение иностранной группы не должно было стать причиной лишних разбирательства. СССР уже отпустил клещи, хотя Украина, кажется, держалась в этой реальности едва ли не дольше всех участников "парада суверенитетов". Конторские и комсомольцы по-тихому и быстро клепали свои стартовые капиталы».
Кто не любит после концерта затусить со звездами? Процесс совместного распития горячительных жидкостей не только помогает наладить деловые и приятельские отношения, но и в случае с иностранными коллективами — побороть межнациональные барьеры и установить «дружбу народов». Однако знакомство может происходить и в нестандартный способ.

Сергей Попович
«Раббота ХО»
«Солнечным утром воскресенья Саша Бережной, захлебываясь, рассказывал мне, что вот, мол, живые звезды ходят пешком по нашему жлобскому городу, а ты спишь спокойно! Я тогда не знал еще, кто они такие. Мы с Сашей захотели отлить, забрели в подворотню кафе „Донецк" и здесь к нам под стеночку присоединился парень, тоже достал... И так вот, с членом в руках, Саша вдруг начал орать что-то с восторгом на непонятном мне тогда английском. Этим парнем оказался Ли Ранальдо (гитарист — прим.ред.), а его жена и Тёрстон Мур (гитарист) с Ким Гордон (вокалистка) и некий прибалтиец ждали его у арки. Они шли по Владимирской пешком с Крещатика.

Cпустя годы я встретился с Ли Ранальдо на Центральном вокзале Нью-Йорка. Там была выставка действующих моделей паровозиков, и Ли гулял там с ребенком. Я к нему прицепился и рассказал про тот киевский концерт, и про подворотню. Кажется, Ранальдо немного застеснялся. Сказал, что о том, как мы совместно мочились, не помнит, но сфотографироваться согласился. Для него советская реальность была абсолютно психоделичной. Он больше помнит, как разбили голову Ким Гордон брошенной из зала бутылкой, кажется, в Питере. Ли проломил ботинком нос бросившему, и после этого пол зала гопоты в панковском прикиде собиралось пиздить Sonic Youth после концерта, и как их огородами спасали те же прогрессивные комсомольцы с ментами».
Sonic Youth были первыми звездами инди-сцены США, посетившими не только Украину, а и СССР вообще. Они не были «динозаврами», вымершими на Западе пару десятков лет назад до начала 90-ых, а модными, прогрессивными и актуальными.

По впечатлениям Алексея Заики, киевскую рок-сцену сформировало выступление трех групп: «Звуки Му», «АукцЫон» и Sonic Youth.

Алексей Заика
Фотограф
«Само их выступление стало предпосылкой тектонических сдвигов в музыкальном мировоззрении нашего городка. В этом влиянии, точнее даже озарении, не раз признавались наши кумиры. Евгений Гудзь из „Gogol Bordello" мне тоже как-то говорил, что после этого концерта в его восприятии всё изменилось.

Нам не с чем было это сравнить. Одно стало ясно — мы ни черта не представляем о такой музыке и живем в местечковом гетто в плане личной свободы творчества».
Опубликовано 14 ноября 2018
Нам есть, что вспомнить:
Made on
Tilda